«Соболь»-круиз с Toyota 1JZ-GE и «автоматом»
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630675.jpg
Газовский пассажирский «Соболь» в семиместном исполнении мог стать в России популярным семейным «вэном», но не случилось. Рамный автомобиль длиной 4,8 метра и снаряженной массой более двух тонн имеет частный и сравнительно скромный спрос. Значит, чего-то в нем не хватает. А каким мог быть российский однообъемник, в народе демонстрируют через комплексный тюнинг, как в данном случае.
Объем решает все
Если этот минивэн быстро пронесется мимо, можно сразу и не понять, что изначально в нем «заложен» газовский «Соболь», а точнее, пассажирская модель ГАЗ-2217. Вроде бы нет радикальных изменений по кузову, и крыша стандартная низкая, и никакого лифта с вездеходными колесами, да и привод базовый задний.
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630555.jpg
Но благодаря оригинальной облицовке с другими капотом, бампером, радиаторной решеткой, с колесами, «расставленными» не по стандартной колее, с нетипичным остеклением салона — вычерчивается работа по улучшению внешнего вида. А если заглянуть внутрь, то взору открываются составляющие по достижению комфорта, практичности, приспособлению машины к длительным поездкам и путешествиям. Не случайно и наше вольное название с приставкой «круиз».
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630557.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630559.jpg
Оригинальная цельная облицовка, в отличие от родного исполнения, имеет прорези иной формы, и они не зарешечены, а обтянуты сеткой. «Лицо» получилось более выразительным. Ну а «ноздря» на капоте — это просто дань стилю и дополнительная вентиляция, ведь интеркулера, конечно же, у атмосферного двигателя нет
Исторически человек в нашей стране был лишен возможности иметь личный микроавтобус или небольшой вэн, который решал бы множество бытовых задач по хозяйству и на отдыхе. Хотя идеи, концепты, опытные образцы и даже штучное производство существовали. К сожалению, все они для простых граждан переходили в разряд несбыточной фантастики. Новая эра, казалось бы, сделала сказку былью, материализовала все мечты и чаяния. Но каким бы сегодня ни был выбор серийных вместительных и сверхуниверсальных машин, всегда есть место индивидуальным предпочтениям, взглядам, личным ноу-хау.
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630561.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630563.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630565.jpg
Боковые зеркала с двумя обзорными секторами — не штатные, оснащены обогревом и повторителями поворотов. Салонное зеркало тоже нестандартное, многофункциональное: это и видеорегистратор, и дисплей с траекторной разметкой изображения с камеры заднего вида, а также может использоваться в качестве монитора для просмотра видеофайлов
Притом не сказать что тот же ГАЗ не пытался разнообразить и облагородить семейство «Соболей», по сути, явившее собой первое широкое воплощение минивэнов как класса в отечественном автопроме. На выставках и мелкосерийно фигурировали разные варианты по оснащению, в числе которых версии Limited Edition, «Соболь-консул», VIP. А уж сколько за 22-летнюю историю выпуска применялось двигателей — тут любой «жигуленок» всплакнет. Более того, наличие в гамме внедорожного варианта, то есть минивэна на раме и мостах, с раздатками Full-time 4WD или Part-time 4WD (с 2013 года), с понижающей передачей — это, как любят у нас говорить, и вовсе не имеет аналогов. Во всяком случае в нашем традиционном автопроизводстве.
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630567.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630569.jpg
Но все аллилуйные слова принижаются скупой статистикой. Так, за 2019 год в России было продано более 46 000 различных ГАЗелей, более 15 000 внедорожников Патриот и только около 6000 «Соболей». Притом эта стайка тоже включает в себя разные кузовные версии — бортовые, фургоны, комби. То есть на пассажирские вэны приходится и вовсе незначительное количество. Для работы в маршрутном такси и как служебно-развозные они мелковаты (хотя и несут свои преимущества), а для «частника», очевидно, морально устарели. В любом случае семейству не хватает вливания свежей крови под названием Next, как у ГАЗелей, но такая процедура в питомнике задерживается — проект есть, но с реализацией тормозят.
Дела круизные
С чего все началось в данном случае, досконально не откопать: минивэн не самого свежего года выпуска, менялся владелец, то есть в таком амплуа «Соболь» появился не вчера и уже поездил. Но понятно, что создать автокемпер с возможностью автономного проживания на длительных стоянках задачи здесь не ставилось. Тогда как привнести в стандартный салон пассажирского «Соболя» домашний уют и дополнительные удобства — пожалуйста. Все родные сиденья демонтированы. Спереди установлены кожаные кресла от… Нет, не от «японца», как можно было подумать. А от кроссовера BMW X5, оба с электроприводом регулировок (водительское — с памятью положений).
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630582.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630584.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630586.jpg
Поскольку ширина кабины «Соболя» — не чета обычным легковушкам (внутреннее расстояние между дверьми не менее 1,8 м), то с учетом размещения двух кресел между ними остается большое пространство. Его можно оставить свободным — как дополнительное место для поклажи, ради общего пространства и сообщения с салоном, в том числе с возможностью разворота передних кресел при соответствующей компоновке обитаемой зоны. Или, как сделано здесь — оборудовать подиум с устройством на нем селектора коробки передач и с вместительным боксом-подлокотником.
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630592.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630594.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630596.jpg
Сама передняя панель штатная, разве что с некоторым апгрейдом в отделке, а также с допуказателями. Неродным является приборный щиток, заимствованный с того же японского автомобиля, что и силовой агрегат
В пассажирской части установлены сиденья стороннего изготовителя, с удобными механизмами трансформации, но функционально они ближе к стандартному исполнению. В дорожном положении рассчитаны на пять посадочных мест, с возможностью для среднего ряда избирать посадку как по ходу движения, так и «лицом» к заднему ряду сидений. Боковина среднего ряда участвует при раскладывании сидений в ровную спальню, занимающую фактически всю площадь пассажирского отсека. Есть складной столик, телевизор, аудиосистема, DVD. На окнах карнизы и шторы, а основное освещение дополнено вечерней контурной подсветкой. Системы кондиционирования нет, форточек в окнах тоже нет, дополнительный приток воздуха возложен на люк.
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630598.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630600.jpg
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630602.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630604.jpg
Для холодного времени года в салоне предусмотрено два отопителя: один работает от системы охлаждения двигателя (радиатор с электровентилятором), а второй — топливный подогреватель с программным управлением. Их совместной мощности хватает для всех случаев — проверено морозами, причем на стоянках справляется и один Webasto. Ко всему салон получил дополнительную шумоизоляцию и утепление. Сдвижная дверь оснащена электроприводом механизма открывания — в стоке такого не было предусмотрено. Передние двери получили отделку с деревянными вставками
Что касается салонных окон — боковых и заднего, то особый шарм они придают даже не столько интерьеру, сколько внешности вэна. Остекление салона здесь так называемое панорамное, причем широкое (есть узкое), хотя в этом случае можно сказать «сплошное», когда закрываются оконные стойки.
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630617.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630619.jpg
С учетом полной и «глубокой» тонировки таких стекол получается весьма эффектный «дорогой» вид кузова. Кстати, такое остекление опционально предлагалось и у официальных дилеров. Причем в зависимости от задач и пожеланий стекла не обязательно бывают полностью тонированные и могут включать в себя форточки. Как показал опыт эксплуатации, при правильной установке такие стекла нормально выдерживают нагрузки на кузов, не лопаются, не ломаются.
С правой стороны кузова вместо стандартной смонтирована широкая подножка (стальная труба и полка из рифленого алюминия), закрывающая пороги сдвижной салонной и передней дверей. Ко всему внешний вид преобразили колеса. Штатно для «Соболя» предназначены шины размерности 185/75 R16 на штампованных дисках. Здесь же установлены литые диски с отрицательным вылетом и шины 215/65 R16, что несколько расширило колею и в целом сформировало более приземистый вид минивэна.
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630625.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630627.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630629.jpg
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630631.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630633.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630635.jpg
Козырек, багажные дуги, складная антенна, прицепное устройство, широкая подножка — необходимые внешние приобретения. В салоне без особых изысков, но с учетом дополнительной шумоизоляции, электропривода двери и прочих внедрений основной дорожно-походный уют обеспечен
Низкая крыша, традиционная подвеска без лифта и в целом невысокий центр тяжести — все это складывается в пользу продолжительных трассовых режимов, на которые и ориентирована подготовка машины (кстати, все основные переделки узаконены и документально зафиксированы). Баланс ездовых качеств почти прилежный для круизов: машину не болтает, не трясет, плавность хода вполне «легковая», практически нет шума от двигателя и трансмиссии, шины тоже не досаждают. Во всяком случае если сравнить с «голым» «Соболем»-фургоном (тем более полноприводным), разница будет весьма ощутимая.
Да, с учетом походного положения заднего дивана и размещенного газового баллона багажный отсек невелик, но в длительных поездках задействуется вместительный съемный бокс, для которого на крыше предусмотрены кронштейны. Часть поклажи, конечно, размещается в оставшемся пространстве багажника и в пустующих нишах салона. В семейных поездках в составе обычно трех-четырех человек места хватает для всех и всего.
Движущая сила
Под высоким, но коротким капотом «Соболя» в разное время штатно ставилось много всяких двигателей. Бензиновые 8-клапанные ЗМЗ-402 и УМЗ-4216, 16-клапанные ЗМЗ-406, -405, Chrysler 2,4 л, а также турбодизель ГАЗ-560 объемом 2,1 л (лицензионный Steyr M1). Сейчас на заводе машину комплектуют двумя моторами: бензиновый Evotech 2,7 л (107 л.с.), удивительным образом созданный на основе 8-клапанного 2,9-литрового УМЗ, и широко известный турбодизель Cummins 2,8 л (120 л.с.).
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630637.jpg
Все они четырехцилиндровые, каждый со своими достоинствами и недостатками относительно друг друга, а с учетом более легких условий работы по сравнению с ГАЗелью имеют определенные эксплуатационные преимущества. Притом звания идеального варианта «на все времена» все равно никто так и не заслужил. Но важно общее свойство — как в свое гнездо вписываются в моторный отсек, изначально рассчитанный на рядные «четверки».
Другое дело многоцилиндровые двигатели. Компактно и вообще «красиво» здесь будет смотреться V6, скажем, объемом от 2,5 до 3,5 литра. Если с алюминиевым блоком, то и нагрузка на ось будет сравнительно небольшая. Варианты установки V8 объемом 4,0 литра тоже встречаются, правда, по большей части на «неистово» переделанных ГАЗелях.
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630639.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630641.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630643.jpg
Но вот такой длинный мотор, как рядная «шестерка» объемом 2,5 л — сюда просто так не засунешь. Как известно, 1JZ вообще не был предназначен для установки на минивэны — это не его стихия. Хотя наши кастомайзеры приспосабливали и 3,0-литровый 2JZ-GTE, причем не куда-нибудь, а вместо дизеля на полноприводный микроавтобус Toyota HiAce. Вагонной, между прочим, компоновки. К слову, из-за стесненного пространства в моторном отсеке всю турбооснастку пришлось размещать под днищем!
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630645.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630647.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630649.jpg
Что касается рядной «шестерки», есть два варианта ее внедрения под капот «Соболя». Один преследует максимально возможное смещение двигателя назад относительно оси. Таким образом, не «портят» нос и добиваются нормальной развесовки. Но в этом случае приходится резать моторный щит и частично «впихивать» двигатель в салон, со всеми переделками, притесняя полезное пространство кабины. Либо не двигать, но тогда лобовая часть мотора упрется в облицовку и с учетом навесного просто не влезет.
Так сделали в данном случае, для чего пришлось отказаться от родного для этого двигателя вентилятора с муфтой, подбирать другой радиатор с электровентиляторами, установленными с фронтальной стороны. Насос гидроусилителя используется родной тойотовский, но интегрирован в штатную систему рулевого управления «Соболя».
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630651.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630653.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630655.jpg
Конечно, силовой агрегат «сел» увесисто: и сам двигатель с чугунным блоком нелегкий, тем более в паре с автоматической коробкой, и смещен вперед относительно оси, что должно сказываться на управляемости и проходимости, особенно зимой и в порожнем состоянии. Но надо учитывать и другие, противоположные факторы. Скажем, благодаря пластиковому капоту носовая часть все же несколько облегчена. Притом салон утяжелен капитальной шумо- и виброизоляцией, а багажник — объемным баллоном с газом и частью аудиоаппаратуры.
В итоге распределение нагрузки по осям не выражено в сторону передней. Это становится понятно непосредственно на ходу в сложных условиях. При пустом салоне, двух передних седоках и с учетом заснеженной накатанной горки, шин-«липучек» с направленным рисунком протектора и отсутствия блокировки дифференциала получается вполне уверенно двигаться. Конечно, если не перебарщивать с газом.
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630657.jpg
Пожалуй, главное, чего добились установкой данного двигателя — плавность работы, благородное звучание под нагрузкой, ну и заодно комфорт управления трансмиссией, конечно. Что касается отдачи, по сравнению со всеми моторами, серийно устанавливавшимися на «Соболе», тойотовская рядная «шестерка» и в своем атмосферном исполнении 1JZ-GE по мощности превосходит их довольно заметно. С учетом, что это уже версия с системой изменения фаз VVT-i и другими доработками (появилась в 1996 году), развивающая 200 л.с. при 6000 об/мин и крутящий момент 255 Нм при 4000 об/мин.
Относительно двигателя есть и другие аспекты. Емкость традиционного топливного бака — 64 литра. С реальным расходом на родном бензиновом двигателе, э-э-э, ну, скажем, гораздо больше десяти литров на сотню километров, выглядит как «частый клиент АЗС». С целью убить всех зайцев разом здесь было установлено газобаллонное оборудование, причем с бескомпромиссным для минивэна цилиндрическим баллоном на 100 литров.
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630659.jpg
Точнее, пришлось пойти на некоторые издержки, поскольку здесь реализован самый доступный и бюджетный способ размещения такого баллона — непосредственно на полу в багажнике. Понятно, что это отняло львиную часть полезного объема. Зато общий запас хода значительно вырос при сокращении расходов на топливо, а это в приоритете.
В принципе, мощности хватает на все случаи жизни, особенно в городских условиях движения. Хотя на трассе в некоторых известных ситуациях хотелось бы еще «добавить». При крейсерской скорости 100 км/ч на валу около 2500 об/мин, движение уверенное, на пологих подъемах автомобиль не скисает. Но для обгона, на крутых серпантинах запаса мощности уже не сказать что в избытке. Надо еще делать скидку на газовое питание и нередкие режимы движения с прицепом.
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630661.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630663.jpghttps://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630665.jpg
Кроме свапа двигателя и коробки передач, в остальном «крутых» тюнинг-решений по шасси нет. Подвеска, задний мост — остались, по сути, стандартными, хотя в ходе эксплуатации предполагают свои доработки и улучшения
Двигатель с основными задачами справляется и к перегревам не склонен. Расход топлива в зависимости от условий движения, сезона и погоды составляет 11-15 литров, в каких-то сложных режимах и поболее. Конечно, если рассматривать варианты круизных вэнов зарубежных производителей, даже без тюнинга, найдется много причин для «некорректного» сравнения с этим «Соболем». Но все будет упираться в то, что называется доступностью решения вопроса. Однако самим газовцам давно пора все же представить общественности новое поколение этих машин в серии.
История модели
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630667.jpg
Коммерческое семейство «Соболей» на ГАЗе начали разводить в 1998 году. В отличие от родственной ГАЗели новая разновидность малотоннажных зверьков характеризовалась укороченной на 14 см колесной базой, односкатными задними колесами, передней независимой подвеской на двойных рычагах и пружинах. То есть конструкция шасси была ближе к легковой, более комфортабельная, притом объем кузова и грузоподъемность меньше (до тонны).
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630669.jpg
В 2003 году семейство претерпело фейслифтинг с изменением выражения «лица» на более улыбчивое. Любопытно, что одновременно с этим на выставках демонстрировался один из функциональных вариантов — спецверсия «Соболь-Собкор», предназначенная для ведения мобильных репортажей. Такая машина в салоне оснащалась отсеками для перевозки видеооборудования, а на крыше была смонтирована площадка для размещения операторов и фотографов. В серию такая версия не пошла, а вот полноприводные «Соболи» 4х4 стали действенной альтернативой Уазикам, помогая в различной тяжелой работе и образовав свой круг любителей внедорожной техники.
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630671.jpg
В 2010 году «Соболь» модернизировали с присвоением статуса «Бизнес», когда изменили облицовку, интерьер, некоторые узлы — с тех пор в машине принципиально ничего не обновляли. Сейчас взоры общественности обращены к новому и внешне эффектному поколению Sobol-Next, однако начало серийного производства постоянно откладывается, на сегодня различные инсайдеры уже отсылают к 2022 году. (С)
https://s.auto.спам-ссылками/i24252/pubs/4483/82073/3630673.jpg