Re: Флагманские лодки пвх с НДСД РАКЕТА
Хочу немного дописать про сплав на "Ракете", пока есть время. Фоток от обладателя большого объектива ещё долго ждать (сам обычно в кадр не попадаешь, так что и фоток Ракеты тоже мало), так что напишу что есть, пока впечатления свежие.
Итак, сначала хотел сплавляться на Флинке-280, но потом понял, что и нос незакаячен, и баллоны мелкие, и кокпит тесноват - короче, не пойдёт для Щугора. Товарищ в это время заказал в Иркутске специальную сплавную лодку Водолей-320 (серая с навесным транцем). Для сплава почти идеальна (надувное дно, закаяченный нос и здоровенные баллоны), но качество изготовления гораааздо ниже ракетовского: видны конкретные мазЮки клея, перепускают баллоны по внутренней перегородке, пришлось подклеивать дно, подвесной транец не пойми какой, штатный насос Борика ожидаемо стал разваливаться при второй подкачке, ПВХ явно люто кетайцкая, ну и так далее. Хотя конструкция очень грамотная. И делали чуть не полгода...
Другой товарищ поехал на имеющемся кругляше Корсар Туз-280 с пайольным дном. Лодка тоже показала себя неплохо, хотя дровяное дно не для сплава - на камнях несколько небольших дырочек получил. Ну и в пороге его конкретно залило, ибо нормальным тентом он так и не озадачился
Посмотреть вложение 3501358
Я же летом стал чесать репу. В итоге мысли-скакуны свернули в сторону надувных байдарок и каноэ. Благо один знакомый, опытный сплавщик, в эту сторону подталкивал. И тут на тебе - внезапно на авито попалось вкуснейшее предложение, экспедиционный Егерь-2000 (длина 4500), в отличном состоянии и за смешные деньги. Но - версия без булей, то есть под байдарочное весло. В итоге, на первых же испытаниях, я понял - не для меня. Мне деликатно намекали, что с такими вёслами в лодке будет вода, но я даже не догадывался, что СТОЛЬКО воды!
Посмотреть вложение 3501357
В общем, избавился от Егеря по-быстрому. Покупать годный для сплава кругляш уже не было времени (рассматривал ещё сибриверовские модели Кантегир, Джой и Ангара в размере 3 метра, но в наличии в Москве не было). Так что пришлось идти на Ракете, хоть и понимал, что буду аутсайдером по скорости. Кругляши на вёслах идут на 1-2 км/ч быстрее и гораздо более маневренны в порогах. Но другого выхода не оставалось...
В лихорадочном темпе купил кусок ткани "Оксфорд 500+500 PU" 4х1,5 метра, разрезал на два неравных куска (носовой и кормовой тенты), спереди обрезал ножницами по контуру носа и отдал в ателье пришить петельки для завязочек. Получилось не слишком колхозно и весьма практично: можно закрывать весь груз во время движения, заодно закрывать ноги и пол от дождя, а на стоянках - закрывать всю лодку (тент имеет перехлёст). В итоге больше пары литров даже после самых сильных дождей в лодке не скапливалось. А вот обладатели кругляшей были вынуждены каждое утро переворачивать лодки и сливать воду (хотя одному я купил в Рафтмастере кусок байдарочной мембраны для фартука ("хайпоры"), но полноценный тент он сделать из него не успел).
Примерно так мои тенты выглядят в послепоходном положении, в стояночном куда красивше, но фоток нет.
Посмотреть вложение 3501359
Итак, спустив лодку на воду и загрузив туда не меньше центнера барахла (мелкомотор, пила, жрачка, водка, запасы бензина и газа, ну и вообще почти весь общественный шмурдяк) - с удивлением обнаружил, что осадка Ракеты всего пара-тройка сантиметров. Кругляши сидели глубже, а Туз, нагруженный пивом, горааздо глубже (первые два дня, пока тузиковод пиво не выжрал)

Так что в первый день по шкуродёрам ребята лодки тащили, а я зачастую вальяжно так ехал, не вылезая
Посмотреть вложение 3501360
К первому порожку (слив со скальной плиты шириной во всю реку) кругляши подошли осторожно, их капитаны с опаской вылезли и стали чесать репу. Я же, помня о широких лентах усиления на дне, без остановок перевалился и поехал дальше
Посмотреть вложение 3501361
Вот вторая стоянка, видны тенты и куча барахла во всей красе. Блин, вот как обычно зарекаешься рояль и кальян не брать, а всё как всегда

Хотя в этот раз совсем лишнего всего кил 15-20 было, уже достижение.
Посмотреть вложение 3501386
Немного о поведении Ракеты под вёслами.
Ранее в теме писали, что на сплаве Ракета идёт наравне с Тайменями. Не знаю, о каких Тайменях речь - о каркасных байдарках или уфимских кругляшах с надувным дном - но в любом случае не верю. Большая транцевая лодка по любому отстаёт. Если надо идти быстрее (на большом плёсе со слабым течением, а особенно при вмордувинде) - приходилось грести жопой вперёд, что лично мне категорически не нравится. Во-первых, так совершенно не получаешь удовольствия от сплава и открывающихся поворотов реки. Во-вторых, не видно, куда гребёшь. Зато скорость выше в 1.5-2 раза, чем если грести харей вперёд, так как работают другие группы мышц. Вот здесь и обнаружилась интересная и полезная особенность Ракеты: можно грести прям транцем вперёд, и скорость при этом тоже неплохая. Сказывается плавный загиб дна у транца и отсутствие того самого интерцептора, о котором так много говорили большевики

Нет, ну правильней, конечно, пересаживаться на переднюю банку. Но я её сразу же снял, так как мешала грузу. К тому же особенность сплава - как появляется перекат или валуны, надо быстро развернуться и грести уже строго лицом вперёд. Иначе можно влететь на валун. Я, кстати, разок влетел - и тут опять помогло выступающее надувное дно, самортизировав удар на скорости около 6-7 км/ч. На пайолке, думаю, конкретно попортил бы ПВХ у транца. Ещё плюс - во время дождя всё время сидишь под тентом, а если прыгать на переднюю банку - будет вода в лодке. Ну и если налетишь на валун во время перепрыжек - можно и за бортом оказаться, в конце концов...
Вот, кстати, фотка во время дождя. Сзади гора Тельпос-Из, на которую мы, славтехосподи, по такой чудесной погоде решили не идти. Мне и прошлогоднего Тимаиза хватило, нуегонах, этот ваш альпинизьм
Посмотреть вложение 3501400
На четвёртый день проходили Большой порог, единственный довольно опасный. Хоть река и считается матрасной, но судя по отчётам, лодки на пороге рвут регулярно. Байдарочникам вообще советуют обводить или обносить по берегу.
Мы у порога припарковались, прошли полкилометра по берегу, подывылись на ревущую воду и валуны - и пошли в порог. Предварительно нарезали в лесу дрыны, чтоб отталкиваться, с камней сползая.
Как выяснилось, дрыны не помогли - камни слишком скользкие, не упрёшься. Два раза я насаживался на валуны, но относительно быстро, поёрзав, сползал. Об один из валунов на ходу погнул весло. Но в целом первую и самую сложную, вторую часть порога - прошли на удивление техничЪненько

Правда, в самом конце второй части, где метровый слив - тузиководу залило половину лодки воды, так что он пошёл на берег сушиться. Даже мне, несмотря на все тенты, пару литров заплеснуло.
Но, короче, через метровые стоячие валы на Ракете было идти комфортней и наглее, чем на кругляшах. Гораздо
А вот с маневрированием - хуже. Всё же лодка длинная. Так что об валуны меня долбило чаще других. И если насадиться дном я не очень боялся (напомню - дно с широкими усиливающими лентами), то бортами биться на скорости 10-15 км/ч довольно стрёмно. Валуны ведь разные бывают. Но повезло - в итоге при осмотре не нашлось ни единой серьёзной царапки. Естественно, давление перед порогом чуть снизил.
А вот на выходе из третьего, последнего участка порога - таки влип. Не очень грамотно выбрал проход, в итоге речка сыграла мной в бильярд

В смысле - два валуна по бокам и один ниже по течению. И в эту лузу я торжественно въехал кормой вперёд

Минут 10 прыгал по валунам посреди глубокой и быстрой реки. Лодка сидит мёртво, против течения сдвинуть - сил не хватаем. Пытался использовать дрын как рычаг - бесполезно. Приподнять - тоже, лодка гружёная. Стали приходить мысли о том, комфортно ли будет ночевать здесь, на этом валуне

В итоге как-то извернулся, приподнял один борт - и лодка бочком-бочком соскользнула с одного из валунов, который был полупритоплен, и как-то непонятным образом проскочила. Если бы все три валуна были высокие - честно говоря, не знаю, как вылез бы...
Лучше всех прошёл порог коллега на Водолее. Но и у него уже после порога, прям перед стоянкой случился фейл - насадился дном на незаметный, но вредный камешек. Минут 15 прыгал и матерился под мои ехидные каменты с берега
Посмотреть вложение 3501387
Теперь по качеству лодки. Передний баллон как надул, так ни разу за две недели и не подкачивал (только на Печоре) - вроде не спускал, да и к клапану через два тента лень добираться.
Задний левый баллон чуток негерметичен - раз в 2-3 дня приходилось подкачивать. Но совсем немного. Дно, в принципе, давление держит хорошо, подкачивал только после первого перехода, всё же вода холоднее воздуха. После порогов, кстати, накачал я его весьма и весьма неслабо.
Возможно, из-за этого при разборке лодки выяснилось, что частично слетело из канавки уплотнительное колечко на тарелке клапана (подозреваю, что сдуло при открывании). Уже при помывке лодки дома колечко попытался на место заправить - вроде держится, но после накачки откроешь крышку - опять травит. Пока вкрутил клапан из ремкомплекта, надо будет про запас ещё купить. Кстати, и с травящим колечком крышка клапана воздух держит, хотя на неё надеяться не надо.
Уключины тоже выдержали, хотя люфт определённый появился. На всех лодках. Но что вы хотите - по нашим прикидкам, за вычетом течения мы прошли на грёблах (если считать, что по стоячей вроде) не меньше сотни км. Немало, однако.
В устье Щугора перетасовали багаж и повесили моторы. Третью лодку свернули и всучили... догадайтесь с одного раза кому...

Ладно хоть - излишки нямки отдали егерям нацпарковским, всё легче ехать.
Попробовал проехаться на пустой лодке с нормальным, телескопическим заводским удлинителем румпеля под Сузой 2.5.
Поперёк течения жопиэс показал устойчивые 14, обещанных 17 пока не видно. Хотя - эта лодка с мелкомотором очень чувствительна к развесовке, может и удалось бы достичь большего, но на эксперименты было 10 минут.
Вообще-то идея подняться 70 км по Печоре на мелкомоторах была изначально здоровой, но не очень. При расчёте времени как-то не соотнёс часы в пути со световым днём в этих широтах. А в день выезда - опять дождь, да и ковырялись с перекладками до обеда. Посредине пути ещё час гуляли по городу-призраку Ыджыдъяг (бывшая Берёзовка, здоровенный лагпункт, закрытый в 91-м).
В итоге поимели романтичную мокрую стоянку на камнях под дождём, подъём в 5 утра и отплытие в 7. К 5 вечера добрались до пункта назначения. Но всё равно на Печоре красиво, хоть почти и не порыбачили (окушок, харюзок и

)
В общем, мелкомоторы сожрали на эти 70 км примерно по 11-12 литров бензина. Скорость против течения по жопиэсу была в среднем 5-6 км/ч, хотя местами течка давила так, что идти приходилось в 2 метрах от берега со скоростью 3 км/ч. К счастью, таких мест было мало, иначе в два дня нее уложились бы.
Ну и немного коротких видео (звиняйте, монтировать так и не научился, снимаю тоже плохо

).
Вверх по Печоре на моторчиках
https://www.youtube.com/watch?v=qUDJ8eyJICY
Сплав по мелкому плёсу в верховье
https://www.youtube.com/watch?v=HmeqX36g1VI
Протока в верховьях. На ней ускакавший на километр вперёд Костик увидел медведа. Чота сразу перестал отрываться от коллектива...

Медвед в объектив не попал.
https://www.youtube.com/watch?v=EeAmIQ8dmPE
Летом по малой воде здесь тоже порог, сейчас просто волны
https://www.youtube.com/watch?v=gAX_MD_Aey8
Ну и несколько видовых.
Водопад на Верхних воротах (напротив них была сделана "рекламная" фотка Ракеты на предыдущей странице

).
https://www.youtube.com/watch?v=ZIH6QinagiY
Ручей перед водопадом
https://www.youtube.com/watch?v=NQuV2ppwsZU
Средние ворота
https://www.youtube.com/watch?v=evTtcQNa6gI
PS: более подробный атчот когда-нибудь потом напишу здесь
в теме про Печору, если кому-то интересно.