ДВА СЕЗОНА НА «ТРОФЕЕ-2900» НДНД
После получения новой лодки две весны назад, сначала тщательно проверил её во дворе и на ближних водоемах – краткий обзор и первые впечатления повторять не буду, они здесь:
https://gorlevskijblog.blogspotТОЧКАcom/2021/01/roger-trofey-2900.html
К сожалению, два следующих сезона были не самыми удачными для рыбалки и сплавов. Весной была такая высокая вода, что в верховьях несколько заломов вообще перегородили реки, а в излучинах подмыло яры и завалило огромные деревья. Многие протоки оказались перекрыты завалами и наносами грунта. Весь следующий сезон держалась большая и мутная вода, а осенью резко пошла густая шуга и сплавы «накрылись».
Но раз пять по нескольку дней «прокатиться» всё-таки удалось, причем с ночевками на воде и островах, в разных погодных условиях (жара и легкий «минус», дождь и ветер). Угораздило и «ткнуться» пару раз в залом и корягу, «залезть» верхом на огромную притопленую сосну.
Обкатал различные «хотелки\самоделки» и, по окончании двух сезонов, сложилось окончательное мнение не только о лодке, но и об этом «комплекте эгоиста» в целом (мотор Хайди-3,5).
Сначала о хорошем.
1. У «Трофея» диаметр баллонов всего на 10 см. больше, чем у моих прежних лодок, но на воде кокпит показался просто огромным. Создается субъективное (но приятное) ощущение надежности, устойчивости, защищенности.
Такой диаметр баллонов позволяет: а) с моей комплекцией безопасно выполнять любые действия, становясь на борт коленями или садясь (манипуляции с якорем, со снастями, вываживание рыбы и т.п.); б) оборудовать защищенный от непогоды носовой рундук большой вместимости; в) при маневрировании и переходах с места на место не втаскивать якорь в лодку, а оставлять висящим за бортом. Это и силы экономит, и время, и в лодке чище.
Окончательный вариант переносного крепления якоря подробно описал здесь:
https://gorlevskijblog.blogspotТОЧКАcom/2021/11/blog-post.html
Высокое расположение банок не только удобно для рыбалки спиннингом, но и очень комфортно для тазобедренных и коленных суставов.
2. Удачно угадал и с расцветкой ПВХ – пиксельный рисунок цвета беж очень хорошо сочетается с цветом речной воды, гальки, валунов и плитняка. Почти всех таймешат и ленков удавалось подвести прямо к борту.
3. Ночевка в такой лодке и при отрицательных температурах очень комфортна, если использовать даже простейший стояночный тент. Например, такой как я «изобрел
»: https://gorlevskijblog.blogspotТОЧКАcom/2021/07/blog-post.html
4. Подтвердилась и отличная устойчивость лодки НДНД с ковриком на дне: и рыбачить, и перемещаться по лодке, работать с якорем или снастями, совершенно безопасно. Лодка лежит на воде как приклеенная. При бОльшей плавучести и надежности, эта лодка практически не отличается от пайольной по устойчивости.
По сравнению с пайольной лодкой, дно НДНД с ковриком сверху, позволяют совершенно бесшумно передвигаться по лодке, перемещать вещи, поменять снасть, приманку, взять или перезарядить ружье и т.п. Кроме того, начинать рыбачить можно прямо от лодки, что позволяет облавливать большую акваторию.
5. Для маленьких лодок (до 3 метров) особенно критичны размеры кокпита – буквально каждый сантиметр на счету. Именно поэтому стараюсь избегать крупных жестких ящиков, коробов и т.п. «фиксированных» объемов. Использую исключительно «мягкие» органайзеры, сумки, гермомешки, которые можно сворачивать или вкладывать друг в друга. Исключение одно – герметичный «короб» для рыбы, он же – «холодильник». Но и он по размерам «вписывается» между дном и банкой. Устроен «холодильник» по такому принципу:
http://gorlevskijblog.blogspotТОЧКАru/2015/09/blog-post_26.html
6. Из-за очень высокой плавучести эта лодка легко преодолевает на веслах заросшие травой старицы и подходы к берегу – практически везде можно прямо из лодки выйти на сухое. По этой же причине у лодки очень высокая маневренность, а значит и выше безопасность в экстремальных ситуациях.
На веслах эту лодку на сильном течении сносит гораздо меньше, чем пайольную (на фарватере Енисея в два раза), а среднее течение можно преодолевать навстречу.
По этой же причине на течении её легко удерживают даже тонкие веточки и сучки береговой и притопленной растительности – значит, не нужен якорь на коротких остановках, т.е. нет лишнего шума. Особенно важно это на охоте на бобра, ондатру, водоплавающую птицу.
7. Самодельная передвижная (съемная) накладка размером в половину банки оказалась гораздо удобнее, чем прежняя, на всю ширину банки. Места для «пятой точки» более чем достаточно, а оставшаяся половина банки используется как устойчивый, надежный столик. И нет нужды «городить» что-либо по бортам, что для маленьких лодок актуально.
Стараюсь избегать и дополнительного торчащего внутрь или наружу «обвеса» типа столиков, держателей, стаканов и т.п. В моих условиях рано или поздно такие «приспособы» ставят «подножку» и приводят либо к потере снастей (амуниции), либо трофея. В худшем случае, могут сыграть и фатальную роль. Например, вполне удобная «гребенка» для якорного фала в обычной обстановке, в условиях сплава на быстрой реке не позволяет достаточно быстро снять\отдать якорь одной рукой. То же самое и со стопорами других конструкций (типа альпинистских).
Опробовал крепление «вещей» (сумок, «ящиков») на бортах с помощью ликтроса - допустимо лишь на время ночевки, чтобы освободить себе больше места для сна. При движении и рыбалке лишнее на бортах не только помеха, но и потенциальная опасность. Особенно актуально во время непогоды и при плохой видимости.
8. В условиях сплава по быстрым малым рекам с рыбалкой, постоянно приходится мотор то поднимать из воды, то опускать. Вот когда оценишь по достоинству возможность опустить мотор одной рукой - «в одно касание». А всего-то поставил пружинку на стопорящий штифт.
Кстати, за всё время в поднятом положении мотора из карбюратора в лодку не упало НИ КАПЛИ бензина. Причем краник не закрывал (да и далеко не всегда на это есть время). (В интернете утверждают, что бензин течет в лодку).
9. Прочность лодки из ПВХ значительно выше резиновой, что подтвердилось на первых же сплавах «близким знакомством» с сучками\корягами.
10. По окончании сплава после выгрузки вещей лодка легко и быстро отмывается «кирпичом» из поролона даже без моющих средств. Коврик со дна легко моется (при необходимости) и быстро сохнет (вода просто стекает с него).
На что обратить внимание
Лодка НДНД с большим диаметром баллонов лежит буквально на поверхности воды и легко меняет направление движения при порывах ветра. На быстрых малых реках с перекатами и корягами это крайне опасно. На больших открытых акваториях требуется более тяжелый (или «зацепистый») якорь.
Повышенная парусность Трофея требует осторожности и при выходе на берег. Первое действие при этом – выложить якорь, иначе случайный порыв ветра или волнение может доставить «неприятности» - сдернуть лодку с берега.
Специально провел «испытания» и убедился и в том, что якорь, отданный с борта, заставляет лодку, увлекаемую течением, быстрее прибиться к берегу, нежели отданный с носа.
И недостатки (мелкие, но неприятно)
1. Носовой леер для моих потребностей расположен очень неудачно - неудобно крепить к нему вещи, амуницию, полог, стояночный тент. Уж лучше было бы на уровне бортовых лееров.
2. Подтвердилось несуразное расположение ручки шкипера - противоестественно выворачиватся рука за спину при управлении мотором. При использовании даже короткого удлинителя румпеля, ручка вообще «теряется».
3. Слишком близкое к транцу расположение клапанов бортовых баллонов - при сворачивании\разворачивании лодки к ним трудно добираться, особенно при пониженной температуре. Буквально 5-7 см. к носу, и было бы нормально!
Получается, что практически все недостатки (см. и обзор выше) явились следствием «человеческого фактора», а конструкторских недочетов совсем немного.
Итог: лодка понравилась, менять пока не планирую, поскольку положительных моментов несравнимо больше, нежели отрицательных.
PS. Больше фото здесь: https://gorlevskijblog.blogspotТОЧКАcom/2022/03/2900.html